РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ШИЗОФРЕНИИ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ШИЗОФРЕНИИ

Сообщение  Admin в Вт Апр 06, 2010 7:13 pm

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ ШИЗОФРЕНИИ

Для психиатра важно понимание религиозных симптомов психоза. Linn and Schwartz писали о сходстве клинической картины острой шизофрении и религиозного переживания. При этом, как на важнейший источник они ссылаются на работы A.Boisen.

Boisen сформулировал теорию, которой объяснял собственное шизофреническое заболевание в 1920 году и поддерживал эту гипотезу в своих книгах последующие 40 лет. Он исходит из анализа собственных пяти отдельных приступов, которые расценивает как "источник наиболее глубокого и безошибочного разнообразия". Его теория принята в среде последователей движения клинической пастырской заботы, пионером которой он являлся.

Соответственно его гипотезе, психоз это религиозный процесс, при котором, личность, находящаяся в расстройстве, пытается усвоить значимые аспекты подлинной философии жизни. Boisen верит, что эмоциональный сдвиг при шизофрении является целе-полагающим и проблемо-разрешающим опытом, в результате которого личность может быть как построена, так и разрушена. Психоз, таким образом, не может рассматриваться как чистое зло, в силу своего креативного потенциала(1954). После разрушения психотического мира, на его обломках может быть выстроено здание, более великолепное, чем первоначальное. Он убежден на собственном опыте, что "для меня было необходимым пройти очистительный огонь страшного психоза прежде чем я вступил на обетованную землю творческой активности"(1960).Он не смог найти ясных указаний в психиатрической литературе о том, что после психоза, человек может подняться на более высокий личностный уровень. Тем не менее идея о потенциальной конструктивности психотического опыта проходит через все его работы.

Clark поддерживает идею Boisen о том, что люди, перенесшие опыт психоза, становятся доступными новому, неожиданному смыслу. Он утверждает, что кататоническая форма шизофрении может обогащать мышление после разрешения процесса. Oates пишет: "Болезнь может нести в себе пророческий элемент. Распространенная на Востоке почтительность обыкновенных людей к душевнобольным, как к особо близким к Богу, является указанием на то, что первые коснеют в своем обыденном, примитивном сознании".

Взгляд Boisen на шизофрению озадачивает психологию религии вопросом о том, насколько религиозный опыт психотика применим для нормального религиозного сознания, а также проблему того, насколько правдив отчет о духовном мире человека с ненормальным восприятием и мышлением.

Наиболее важной характеристикой шизофрении является нарушение контакта с реальностью. Однако искажения, встречающиеся при неврозах, также приводят к ухудшению восприятия действительности. Шизофреники испытывают наибольшие трудности при различении фантазии и реальности. Их мышление алогично и бессвязно, ассоциативная активность при этом нарушена. На это наслаиваются бредовые расстройства. Помимо дефекта мышления, они не могут интерпретировать внешние события из-за нарушенного восприятия.

При изучении шизофрении, часто исследование идет в направлении установления корреляций между пре-психотическими паттернами и психотической продукцией. Часто последняя является не только продолжением, но и следствием первых. Подобное утверждение поддерживает психогенную этиологию шизофрении.

Boisen не только согласен с этим, но рассматривает шизофрению как валидный религиозный опыт вследствие "чувства тайны, появления идей, о которых пациент ранее не слышал, обнаружения себя находящимся в тесной зависимости с могущественной личной силой, которую можно назвать Богом".

Таким образом, этот подход не только предполагает, что психотики причастны к нормальному религиозному опыту, но и то, что шизофренические впечатления о религиозной реальности верны и могут обогатить нормальную религиозную личность.

Lowe после серии наблюдений за пациентами с религиозным бредом определил, что религиозная заряженность являлась следствием выраженного личностного расстройства, а не его причиной. Она несет в себе большую тревогу, чем подлинный религиозный мистический опыт.

В классической монографии Bleuler указывается на то, что религиозный бред, как правило, возникает при наличии предшествующего религиозного интереса. Bleuler признает, что некоторые пациенты после перенесенного психоза производят лучшее впечатление, но связывает это с дефектностью "поврежденного Я".

Admin
Admin

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2010-04-05

Посмотреть профиль http://antigury.forumgrad.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения