ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ

Сообщение  Admin в Вт Апр 06, 2010 1:08 am

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ

Современный мир перевернул многие казавшиеся устоявшимися элементы культуры. Однако, возможно наиболее серьезные изменения претерпела в наши дни религиозная жизнь. Даже проблема идентификации то или иной системы в качестве религиозной представляет в наше время определенные трудности [1]. Действительно, меняется сама сущность религиозности. Традиционная религиозность строится на категории «сакрального», которое противоположно «профанному» [2].

Однако, в наше время религии все больше входят в мир «профанного», тогда как сакральное становиться прерогативой нерелигиозных систем. Примером первого процесса является своеобразный религиозный маркетинг, а именно использование специальных манипулятивных методов для привлечения новых членов сект и удержания старых [3]. Причем осознанная борьба за клиентуру характерна не только для неорелигиозных, но и для вполне традиционных систем. Достаточно вспомнить недавнюю акцию РПЦ по "раскручиванию" своих сайтов в интернете. Можно говорить о существовании своеобразного рынка духовных услуг, что в менталитете современного человека не противоречит духу религиозности. Проявлением этого же явления является возможность посещения человеком нескольких религиозных общин одновременно, что особенно характерно для неохристианских и неовосточных систем. Прокомментируем указанные и проанализируем некоторые другие психологические особенности современных религий, опираясь на психологическую характеристику религии как совокупности элементов: религиозных образов, мифологии, системы символов, ритуалов и заповедей, разработанную в []. Религиозные образы в современных религиях Религиозным образом можно назвать эмоционально значимый объект, вызывающий у людей религиозные чувства. В современных религиях можно заметить некоторые тенденции, связанные с изменением типов религиозных образов: 1. Перенесение религиозных образов из области сверхъестественного в сферу повседневную. Этот процесс в какой-то мере противоположен секуляризации. Фетишизации может подвергнуться все: лекарство (гербалайф), научная концепция (фетишизация метода Брейера-Фрейда дианетикой). 2. Появление религиозных образов из области науки и техники. Так, в некоторых системах роль высшего существа играет "космический компьютер", НЛО, "неорганические существа". В одной из общин источником творения считаются "лучи творения", которые исходят из "лучеводов" (Радастея). 3. Возможность искусственного формирования религиозных образов, т.е. создания и поддержания новых религий. Традиционно существовало два внешних источника формирования религиозных образов: эмоциональное заражение от наделенного сильной харизмой человека и индуцирование соответствующих образов обществом в процессе воспитания. Современное уровень развития психологии позволяет индуцировать религиозные образы искусственно, что и используется большинством ныне существующих религиозных систем. Например, практически во всех неохристианских общинах используются такие элементы манипулятивного воздействия, как хоровое пение повторяющихся молитвенных фраз, которые несут установочный характер, используется метод "трех да", во время проповедей, групповое одобрение требуемого поведения и другие манипулятивные методы [=]. Вместе с тем, как ни странно, значительное количество религиозных образов в неорелигиях носит личностный характер. Идею личностного бога исповедуют практически все неохристианские системы, многие восточные (кришнаиты), сатанинские и т. д. Подобное явление носит явно регрессивный характер, поскольку практически все основные мировые религии эволюционировали в сторону представления о боге как надличностном существе, тогда как для архаичных религий характерно наделение сверхъестественных существ личностью. Другой особенностью религиозного образа современных религий является идея его тотальности: всемогущества, вседействия и прочих превосходных качеств. Религиозные ритуалы в современных религиях. Ритуальные практики в современных религиозных системах, сохраняя свою суть, претерпевают изменения, аналогичные происходящим с религиозными образами, приобретая некоторые технократические оттенки. Это явление можно проследить в соответствующей терминологии: "отключиться", "подключиться", "завести часы", "настроиться на ритмы", «установить контакт». Вместе с тем более значительную роль, чем в традиционных религиях, начинают играть ритуалы харизматического типа, т.е. связанные с личными религиозными переживаниями, которые с психологической точки зрения носят, как правило, трансперсональный или эмпатический характер. Пожалуй, наиболее революционные изменения в современной религиозной жизни претерпели религиозные ритуалы. Практически во всех неорелигиях появились принципиально новые формы религиозных служений, не существовавших в рамках классических религий, а классические религиозные ритуалы существенно модифицировались. Появились такие формы религиозной деятельности как молитвенное собрание, семинар, съезд, религиозные спектакли, детские служения и т.д. Практически для всех подобных форм характерно плотное переплетение религиозных и светских элементов, богослужения и шоу. Рассмотрим кратко новые и модифицированные формы религиозных ритуалов и религиозного служения. Молитвенное собрание. Термин молитвенное собрание используют многие из неохристианских общин. Обычно молитвенное собрание включает в себя целый ряд религиозных процедур. Начинается большинство молитвенных собраний с процедуры «разогрева»: хорового исполнения псалмов или песен религиозного содержания, содержащих установочные фразы: С торжеством вперед шагаем, нам Иегова сил дарит. В этом мире встретим скорби. Этот факт мы сознаем. С нашей верой в Иисуса мы победу обретем. (Пойте хвалу Иегове) В технически оборудованных сектах в качестве музыкального сопровождения используется электронная музыка, а также визуальное отображение исполняемых текстов на экране. В некоторых системах пение общины дополняется профессиональным хоровым (иногда даже многоголосным) пением (Харизматическая христианская церковь), и даже танцевальными движениями всех участников (Церковь Христа). Следующей составляющей молитвенного собрания являются совместные молитвы. В отличие от молитвенных ритуалов ортодоксальных религий, текст подобной молитвы не фиксирован заранее, а произносится вслух руководителем собрания. Остальные участники повторяют текст мысленно или вслух. В некоторых общинах при совершении молитвы верующие берутся за руки или объединяются в группы (Церковь Христа). Характерной особенностью подобных молитв является их направленность на текущие события. Молитва может содержать просьбы за общину (община «Огненный куст»), отдельных её членов (баптисты), текущие политические события (Богородинская церковь, Огненный куст). Описанный выше тип молитвы также можно считать новой формой религиозного служения, которую в дальнейшем мы будем называть «харизматической молитвой». Следующим элементом молитвенного собрания является проповедь, которую может произносить один или несколько проповедников. Отличительными особенностями подобных проповедей является их высокая эмоциональная насыщенность (Церковь Христа), обилие примеров из личной жизни проповедника (Благая весть, Огненный куст), эмоциональное вовлечение зала (Харизматические церкви). Материалом проповеди может стать любая цитата из Библии, попытка интерпретации которой становится отправной точкой для беседы на произвольные темы. Иногда материалом проповеди может стать некоторая проблемная ситуация, связанная с жизнью общины: нехватка денег (Благая весть), недостаточное привлечение новых верующих (Церковь Христа). После проповеди многие из церквей переходят к процедуре «обращения». Проповедник задаёт вопрос: «Кто из присутствующих в зале принял Христа?» (или нечто подобное). «Принявшие» выходят на сцену под бурные аплодисменты зала. Подобную процедуру используют Церковь Христа, пятидесятники, харизматические церкви и многие другие. Практически, обращение является кульминационным моментом молитвенного собрания. Другим вариантом кульминации являются «исцеления», практикуемые большинством неохристианских церквей. Желающие исцелится выходят на сцену, где проповедник молится за них, иногда при поддержке зала. Видимым проявлением «исцеления» является падение исцеляемого (пятидесятники), его переход в трансовое состояние. Завершается молитвенное собрание хоровым пением и совместной молитвой. Семейные служения. Близким по характеру, однако, отличающимся по масштабам, является семейное служение, также используемое большинством неохристианских систем. Во время семейного служения, которое проводится небольшим числом участников, часто в так называемых семейных группах, как правило, не удается достичь той степени интенсивности экстатических состояний, которая присуща молитвенному собранию. Это компенсируется ощущением интимности и возможностью уделить персональное внимание каждому из членов группы (например, коллективно помолиться за успешное разрешение его проблемы или даже помочь материально). Прозелитистская деятельность. Многие из неорелигиозных систем выделяют деятельность, направленную на привлечение новых верующих (прозелитизм) как отдельную форму религиозного служения. Этого мнения придерживаются свидетели Иеговы, кришнаиты, последователи Церкви Христа, муниты, белые братья и многие другие. Прозелитизм нельзя считать абсолютно новым видом религиозной практики. Достаточно вспомнить миссионерскую деятельность традиционных христианских церквей. Однако, имеется ряд серьёзных отличий, обусловленных современной исторической и культурной ситуацией. Прозелитистская деятельность современных религий осуществляется в насыщенном различными религиями культурном пространстве, в котором продекларирована свобода совести. Такая ситуация зачастую приводит к тому, что прозелитистская деятельность более похожа на борьбу за рынок сбыта религиозной продукции между различными системами. Некоторые из неорелигий рассматривают прозелитизм как основной вид деятельности. Так «Церковь Христа» ставит своей целью «полную Евангелизацию планеты за одно поколение». Аналогичные цели преследуют «Свидетели Иеговы». В своей прозелитистской деятельности многие неорелигиозные секты используют манипулятивные техники. Формы прозелитистской деятельности, используемые различными общинами, отличаются между собой. Так кришнаиты предпочитают продажу культовой литературы и сопровождающие ее индивидуальные разъяснительные беседы, тогда как большинство неохристианских общин стараются пригласить человека на молитвенное собрание, на котором он подвергается более интенсивному групповому воздействию. (О соответствующих методах речь пойдет в следующем разделе книги.) Некоторые религиозные системы используют в своей деятельности скрытые формы прозелитистской и ритуальной деятельности. Так муниты и последователи сайентологической церкви приглашают потенциальных последователей на «семинары» и «тренинги» через специально созданные общественные организации. Информация, получаемая на таких семинарах, может носить лишь характер приманки либо носить скрытый (не раскрываемый вновь пришедшему) религиозный характер. Например, процедура одитинга в Дианетике характеризуется как оздоравливливающая, однако носит и скрытый религиозный смысл, приближая человека к состоянию ОТ («оперирующего тетана»). Помимо перечисленных форм религиозного служения, используемых современными неорелигиями, можно отметить такие как религиозные спектакли (кришнаиты, харизматы), воскресные и другие школы (мормоны, баптисты), детские служения. В отличие от классических религий, большинство неорелигий не создало ритуалов, сопровождающих жизненный цикл человека (свадеб, похорон и т. д.). Однако, в силу наличия соответствующих потребностей у верующих, подобные ритуалы начинают постепенно вводится в структуру религиозной практики. Так подобные ритуалы появились у кришнаитов, еще ранее у большинства протестантских церквей. Среди новых или скорее вновь воссозданных старых форм ритуальной деятельности можно отметить мистерии.

Admin
Admin

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2010-04-05

Посмотреть профиль http://antigury.forumgrad.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения