Чем слаб человек? "Не думай о слоне" или современные психотехнологии манипулирования

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Чем слаб человек? "Не думай о слоне" или современные психотехнологии манипулирования

Сообщение  Admin в Ср Апр 07, 2010 5:51 pm

Чем слаб человек?
"Не думай о слоне" или современные психотехнологии манипулирования общественным подсознанием
Автор: Игорь Ниесов
Источник: Psycho.ru

Чем слаб человек

Человек слаб своим сознанием. Еще в начале прошлого века английский ученый Дж.Миллер доказал, что человеческое сознание ограничено в своих возможностях переработки информации - и по объему, и по времени. И за последние 20 - 25 лет психологи сделали все, чтобы доказать это. Доказать, что сознание можно "обойти", "размягчить", "продавить", "перегрузить". И повоздействовать на подсознание - именно на подсознание, в котором формируются эмоции человека, его установки, намерения, отношение к товарам, услугам, идеям, политикам и политическим партиям. То есть психологи решили пойти самым простым и естественным путем. Не мучаться, пытаясь привести рациональному сознанию какие-то аргументы, критически им воспринимаемые, а обратиться непосредственно к подсознанию, к бессознательному, которое и формирует в конечном счете поведение покупателя или избирателя. Австрийский психолог с известной всем фамилией, Фрейд первым понял это и предложил ставшую на долгие годы классической структуру личности, состоящую из сознания и подсознания. Однако у Фрейда не было инструментария, с помощью которого можно было бы работать напрямую с бессознательным. Точнее, он у него был, но этот инструментарий был весьма громоздким, тяжелым, медленным и не годился для "оперативной работы". Его инструментарий - психоанализ - мог использоваться лишь для психотерапевтических сеансов, работы с клиентом, который заранее был готов к тому, что его будут долго и нудно излечивать от внутренних проблем, копаясь в его прошлом, пока тот лежит на кушетке психоаналитика.

И тут, совсем недавно, на стыке двух тысячелетий, происходит смена эпохи промышленных революций на эпоху революций в сфере коммуникации. Вдруг начинают появляться интересные результаты в новых отраслях науки: кибернетике, искусственном интеллекте, семиотике и информатике. К радио и телевидению как средствам доставки информации добавляются "вещи" с обратной связью: Интернет и мобильные телефоны. Действительно, происходит коммуникационная революция. И на базе всего этого появляются разработки в сфере профессиональной коммуникации, но уже на микро-уровне. На уровне техник воздействия на конкретного человека. Появляются новые разделы психологии, такие как нейро-лингвистическое программирование (НЛП), эриксоновский гипноз, психолингвистика, фоносемантика. И к практическим разработкам, методам и техникам этих направлений начинают обращаться не только психотерапевты, как это бывало раньше, но и специалисты в области рекламы, public relations, маркетинга, политического консультирования, избирательных технологий.

Например, рекламисты в силу обстоятельств, а пиарщики по самой сути своей, все больше склоняются к продвижению типа "полюби меня" вместо прежнего "купи меня". То есть пытаются заигрывать с эмоциональным подсознанием вместо того, чтобы бороться с рациональным сознанием.
Многоголосье цвета

С ноября 1999 года техники НЛП и эриксоновского гипноза стали в открытую использоваться на центральных каналах нашего телевидения, в политической пропаганде и избирательных кампаниях. Чтобы продемонстрировать это, достаточно вспомнить авторские программы С.Доренко на ОРТ в те времена. Например, в одной из таких программ (за неделю или две до выборов в ГД), ее ведущий начинает проводить странные сравнения, точнее даже манипуляции с ростом, весом и голосом одного из политиков - лидеров движения, которое в то время "мочили" заказчики Доренко. Напомню: рост его уменьшался раз в сто и говорилось "Смотрите, что мы имеем! Наш герой совсем не герой, а так - мальчик с пальчик, сантиметр в кепке. И весом он, если поделить на сто, совсем не вышел - невесомый он какой-то!" Весь этот фарш сдабривался усиленным звуком сморкания и прочим мерзким соусом.

Достаточно противно, но действенно. Работает на эмоцию. Неплохо ложится на подкорку. И формирует негативное отношение к конкретному человеку. Весьма, надо признать, эффективно.

За счет чего? Все очень просто, а для специалистов в области НЛП так просто детский сад. Ничего нового "автор" тут не придумал. Еще в самом начале развития нейро-лингвистического программирования была разработана так называемая техника "изменения субмодальных описаний". Несмотря на несколько заумное название, суть ее до обидного проста. Дело в том, что информация об объектах окружающего мира формируется в нашем мозге при помощи так называемых "субмодальностей". Так, визуальное описание объекта - это некоторые значения таких характеристик как "размер", "положение", "цвет", "яркость", "контрастность" и пр. Конкретные значения этих характеристик, "прописанные" в мозге, определяют и наше визуальное восприятие объекта, и наше отношение к нему. В дополнение к визуальным, различают также аудиальные (звуковые) и кинестетические (связанные с ощущениями) характеристики. Далее, если мы хотим изменить отношение человека к некоторому объекту, мы производим ряд манипуляций со значениями этих характеристик: меняем размер, вес, тональность или темп речи - и измененное описание "закладываем на подкорку". Дело в шляпе. Точнее - в голове.

Сила телевидения, как электронного СМИ, в том, что оно оказывает воздействие на все каналы восприятия и позволяет менять практически все "субмодальности" - и визуальные, и аудиальные, и, косвенным образом, кинестетические. Значит, телевидение как никакой другой способ передачи информации, подходит для того, чтобы реализовывать практически любую технику манипулятивного воздействия. Вот где поле, чтобы развернуться. А развернуться есть с чем. Тут вам и "рефрейминг", и "якорение", и эриксоновсие приемы "мягкого" наведения трансовых состояний, и "рассеивание", и "метафоры", и десятки других техник.

Слава богу, что пока у нас в стране НЛП преподают бывшие медики и врачи без особого понимания его "бизнес-приложений", а практикующим специалистам преподаванием заниматься невыгодно - только конкурентов плодить. Да и рекламисты с пиарщиками пока "сами с усами" - им просто некогда. Будь по-другому, телевизионная картинка вполне могла бы выглядеть иначе, и нести "заряд" совсем иного качества.
Как слово наше отзовется

Другими направлениями, "богатыми" манипулятивными психотехниками, являются психолингвистика и фоносемантика - разделы прикладной психологии, занимающиеся изучением особенностей восприятия речи. Их применение актуально для другого электронного СМИ - радио. В отличие от телевидения, радио оказывает воздействие только по одному каналу - аудиальному, или "слуховому". В связи с этим, сильно возрастает роль того, "как" передается та или иная аудиальная информация, в отличие от содержания - того, "что" передается.

Дело в том, что содержание передаваемой информации нацелено на сознание человека. А вот форма подачи информации, то есть преславутое "как", работает с его подсознанием. Например, фонетическая структура текста, то есть его звуковые характеристики, напрямую воздействуют на эмоциональное восприятие, а значит, и на отношение к тому, о чем идет речь. Ограниченность нашего сознания приводит к забыванию конкретики информационного послания. Однако эмоциональная составляющая остается. И если в вашем тексте будет много "шипящих", то это один вариант эмоциональной составляющей, а если мало - то это совсем другая история. Вот почему столь важно грамотно подобрать слова и интонации.

Возможно ли это делать сегодня - формировать эмоциональную составляющую текста? Да, возможно. И уже существует инструментарий, который позволяет оценить эффективность агитационных материалов и степень их влияния на подсознание; обеспечивает составление текстов с заранее заданными параметрами эмоционального воздействия, дает возможность подготовить документы, содержащие элементы скрытого внушения.

Вот некоторые из случаев использования подобных технологий, с которыми приходилось встречаться автору. Например, изменение фоносемантических характеристик текстов внутренней радиорекламы позволило увеличить объем продаж рекламируемых товаров в сети крупных супермаркетов на 10-15%. Другой пример - выпуск соответствующим образом фонетически и лингвистически "подправленных" предвыборных листовок конкурента дал возможность существенным образом повлиять на их восприятие, на восприятие всей предвыборной агитации, и, как следствие, на восприятие избирателями этого конкурента в целом (что показали данные социсследований).
Извечный вопрос русской интеллигенции

Очевидно, что знание и владение разработанными в последние годы приемами современных психотехнологий дает в руки соответствующих специалистов мощный инструмент воздействия на человека - как на индивидуума, так и на массы. От того, в чьих руках он окажется и в каких целях будет использоваться, зависит и то, каков будет результат.

Суть этого механизма очевидна - в обход сознания сформировать бессознательное, эмоциональное отношение к чему-либо. Позитивное или негативное - это уже вопрос цели и точки зрения. И электронные СМИ лучше других подходят для этой роли.

Существующие же сегодня законы, нормативные документы по политической пропаганде и коммерческой рекламе в электронных и печатных СМИ не имеют в себе четких правил, ограничивающих возможное манипулятивное использование современных психотехнологий. Можно ли и нужно ли менять ситуацию или же воспользоваться ей - вот вопрос, над которым, пожалуй, стоит задуматься.

Admin
Admin

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2010-04-05

Посмотреть профиль http://antigury.forumgrad.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения