Чтобы поддерживать контроль над сознанием, необходимо подорвать доверие человека к себе.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Чтобы поддерживать контроль над сознанием, необходимо подорвать доверие человека к себе.

Сообщение  Admin в Ср Апр 07, 2010 4:58 pm

Чтобы поддерживать контроль над сознанием, необходимо подорвать доверие человека к себе. Для этого все, что способствует формированию и укреплению веры человека в собственные силы, вероломным образом разрушается. Вера в себя базируется на использовании в качестве обратной связи личного, непосредственного жизненного опыта, а также на формировании ментальных и перцепционных инструментов и схем для обработки, интеграции и оценки связи человека с внешним и с внутренними миром.
Обычно предполагается, что природа духовности не только в корне отлична от повседневной жизни, но и что это вообще вещи несопоставимые. Из этого делается вывод, что способы определения истинности или осмысленности утверждений, проистекающих из жизненного опыта, неприменимы к так называемым высшим истинам, носителями которых служат гуру и религия. Это многовековое деление на духовное и мирское глубоко проникло во все сферы цивилизации. Мы считаем такой раскол трагедией, приводящей к широко распространенному у современных людей распаду психики. Внутренняя битва между предположительно высшей и низшей (хорошей и дурной) частями человеческого «я» часто приводит к психологическим конфликтам, поскольку люди утрачивают способность воспринимать себя как целостное человеческое существо .
Мы никоим образом не отрицаем самой возможности трансцендентного опыта, недоступного восприятию разумом, и его (92:) важности. В действительности любой опыт по своей природе не вмещается в рамки тех понятий, с помощью которых люди пытаются его описать. Ведь невозможно с точностью передать ни смысл красного цвета, ни сущность того, что такое любовь. Верно также и то, что разум имеет пределы. Но несправедливо делать из этого вывод, что разум бесполезен или даже вреден, когда требуется свести все эти опыты воедино и извлечь из них общую сущность. Разум и здравый смысл можно назвать полезными инструментами, совершенно необходимыми при анализе и классификации явлений, и отвергать их чрезвычайно рискованно.
Восточный взгляд на просветление как на что-то лежащее за пределами разума, позволяет гуру отрицать разум . Уже одно это делает гуру неподвластным никакой внешней оценке, что весьма опасно, ибо автоматически освобождает его от ответственности за какое бы то ни было поведение. На любые претензии гуру может с легкостью ответить: «Поскольку вы не обладаете просветленностью, вам просто не дано понять то, что я делаю». Если соглашаться с таким подходом, всякое несоответствие между идеалами и реальными делами становится вполне допустимым. Гуру может отразить любую претензию или критику, сказав: «Это твоя проблема, и тебе мешает твое эго». У самого гуру, конечно же, вообще нет «эго». Расхожие фразы, используемые в качестве барьеров, ограждающих от всего, что подрывает духовный авторитет, звучат примерно так: «Это всего лишь ненужное умствование» (или аналитичность, рациональность, психологизм); «Это сопротивляется твое эго»; «Ты руководствуешься умом, а не сердцем»; «Это низменные соображения из материального мира» и т.п.
Как только способность критиковать «обезврежена», последователи начинают воспринимать самые причудливые и несообразные поступки гуру как должное. Гуру проповедуют Единство бытия, изолируя в то же время себя от всех тех, кто с ними не согласен. Они проповедуют аскетизм, а живут в роскоши. Они проповедуют равенство, а требуют поклонения от своих последователей, которые, следуя примеру своего идола, пытаются ставить себя выше тех, кого считают менее духовными. Все, что бы ни делал гуру, может рассматриваться в качестве испытания веры и преданности. (93:)
Гуру отрицают разум как путь к пониманию. Когда они пускаются в дискурсивные изыскания, то часто особую ценность придают парадоксу. Парадокс является легким способом манипулирования сознанием. Неважно, какое положение ты занимаешь, тебе все равно дают понять, что гуру знает то, что неведомо тебе. Парадокс обычно завершается сдвигом уровней абстракции. В эзотерической «духовности» это представляет собой сдвиг из сферы индивидуализированного существования к абстрактному уровню абсолютного Единства. Например, когда рассматриваешь бытие как нечто состоящее из отдельных сущностей, то отдельные люди закономерно представляются вместилищем страдания. Концепция Единства разделывается с индивидуумами. Путем комбинирования различных уровней и игнорирования того, что они различны, могут быть сделаны парадоксальные утверждения типа: «Страдание существует, однако никто не страдает» и «Все несовершенства совершенны». Изменяя таким образом контекст, можно почти все обратить в парадокс, служащий намеком на особую мудрость. Парадокс может также использоваться для оправдания какого угодно поведения, в том понимании, что гуру говорят о существовании в нем якобы скрытого смысла, являющегося частью парадоксальной природы вещей, и понятного, конечно же, только им .
В некоторых кругах стало модным порочить разум и превозносить чувства и интуицию, пытаясь с их помощью превозмочь сухость механистичной науки и линейного мышления. Но апелляция к чувствам или интуиции без разума свидетельствует о подходе столь же одностороннем и ограниченном, как и при использовании одного лишь разума. Ибо как ум бесплоден без сердца, так и сердце черство или хаотично без ума. Жить творчески — это искусство объединять чувство и понимание. Без разума легко стать «истинным верующим», принимающим те убеждения, которые порождают желаемые эмоции. Здесь если и используется мысль, то лишь для того, чтобы защитить убеждения путем сооружения неуязвимой, закрытой системы, непроницаемой для логики, неподобающих опытов и попыток прояснить противоречия. (94:)
Разумность подразумевает способность реагировать на информацию — как внутреннюю, так и внешнюю — путем адекватных изменений. Вмешательство в этот процесс является одним из самых коварных и часто применяемых авторитарных приемов — отрицается или подвергается резким нападкам собственный житейский опыт последователей, а также их аналитические способности. Это позволяет лидеру манипулировать даже высокообразованными людьми, особенно если их образованность не принесла им удовлетворения.
Наличие разума еще не гарантирует мудрости. Однако он является инструментом для обобщения опыта, из которого рождается вера человека в себя, а это не менее важно, чем мудрость. Когда же на критический разум навешивается ярлык бездуховности или когда его называют препятствием к постижению высшей истины, то создается впечатление, что нет другого пути, кроме как принять точку зрения или идеологию некоего высшего авторитета.

Admin
Admin

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2010-04-05

Посмотреть профиль http://antigury.forumgrad.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения