Религиозность воздействует на тёмные массы, ибо ее объектом является все таинственное, чудодейственное и неведомое.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Религиозность воздействует на тёмные массы, ибо ее объектом является все таинственное, чудодейственное и неведомое.

Сообщение  Admin в Ср Апр 07, 2010 4:53 pm

Религиозность воздействует на тёмные массы, ибо ее объектом является все таинственное, чудодейственное и неведомое. рассматривая историю религиозных движений, поражаешься тому разнообразию форм нервно-психических заболеваний, которые возникают на религиозной почве и по временам принимают характер психопатических эпидемий, охватывающих большие человеческие массы. всякий религиозный человек, обладающий неустойчивой психикой и расшатанной нервной системой, может стать участником таковой эпидемии, но женщины и девушки захватываются в ее психопатический вихрь по преимуществу и благодаря своим физиологическим особенностям и истерической конституции играют всегда главнейшую роль во всех психопатических движениях.

одними из самых длительных и великих умственных эпидемий по справедливости следует признать христианство, буддизм, магометанство, конфуцианство и т. д. учение христа и его последователей вызвало огромную психическую эпидемию, длящуюся вот уже около двух тысяч лет и ставшую основой всех многочисленных инстинктов европейского мира. но, распространяясь в форме психической эпидемии, христианство в некоторые эпохи вызывало явно психопатические движения вроде фанатически-сектантских вероучений, массовые переселения, массовые паломничества, крестовые походы, эпидемии флагеллантов, пляски св. витта, бесо- и зверо-одержимости, эпидемии конвульсионеров, истерических судорог, икоты, самоуничтожения и т. д. двигающей силой всех этих психопатических явлений была религиозность фанатических, неразумных и истерических масс, превратно понимающих внутреннюю сущность религии и искажающих до неузнаваемости своими поступками религиозные предначертания христианства.

еще более богаты истерическими чертами другие религии. в то время как людьми запада главным образом руководят идеи, большинством наций востока, исповедующих магометанство, управляют эмоция, инстинкт. поэтому магометанство следует признать религией по преимуществу истерической. действительно, созданная эпилептиком, эта религия с огромною быстротой, свойственной заразной эпидемии, завоевала восток. и в наши дни в психическом состоянии строгих последователей пророка часто можно отыскать патологические черты: неравномерное развитие умственных способностей, стихийную веру в могущество сакраментальных слов, наклонность к коротким вспышкам гнева, половые аномалии, зрительные и слуховые галлюцинации. большинство почитаемых святых среди магометанских сект – душевнобольные, у которых все эти черты проявились особенно резко. внушение представляет одну из основных черт исламизма. правоверные стекаются огромными массами в определенные молитвенные пункты и повторяют одно и то же слово сотни раз. здесь работа мысли отсутствует, а имеется одно лишь гипнотическое состояние, охватывающее эти массы. начинаются общее возбуждение, пляска, дикие вопли, драка, непристойные сцены... из недр этой толпы выходят галлюцианты, пророки, теоманы, одержимые бредом и ажитирующие темные народные массы. эти религиозные помешанные быстро приобретают фантастических прозелитов. и вот возникает психопатическая эпидемия, которая представляет типичную форму распространения религии.

но не следует думать, что этими видами массовых религиозных психопатий богаты средневековье или мусульманский восток. не следует думать, что только в темное средневековье могли развиваться явления подобного рода. несмотря на громадное различие социального уклада в средневековой и, например, в американской жизни, мы только за одно Xix столетие можем насчитать в америке около десяти больших психопатических эпидемий на религиозной почве. все эти эпидемии возникали и проходили под флагом религиозного возрождения и охватывали самые широкие слои американского общества. достаточно было на арене американской жизни появиться какому-либо помешанному, впавшему в религиозную паранойю, как психическая инфекция влечет к нему десятки тысяч людей, которые дни и ночи проводят в церквах, яростно молятся и затем конвульсируют на многотысячных религиозных митингах. американские религиозные эпидемии хорошо уживаются с повальным развратом. начавшись в тоне высоконравственных идеалов возрождения человеческой природы, они вскоре из религиозных маний превращаются в мании сексуальные! такого рода религиозные эпидемии имели место в америке и 1815, 1832, 1840, 1843, 1857–1858, 1873, 1893 гг. и были описаны рядом авторов. в 1885 г. в канаде вспыхнула религиозно-политическая эпидемия. также религиозная эпидемия распространилась в 1902–1904 гг. в америке среди русских эмигрантов-духоборов. переселившись с кавказа в канаду при поддержке английских и американских квакеров, духоборы образовали значительную колонию, вступив, однако, вскоре в столкновение с законами нового отечества по вопросу о частном землепользовании. первый взрыв фанатизма выразился в проявлении явных признаков религиозного помешательства. они разогнали рабочий скот, отказались от мясной пищи, сбросили одежду животного происхождения и впрягли в плуги женщин. одновременно появились с пламенными речами пророки, впадающие в экстаз, конвульсии и галлюцинирующие христом. их влияние на массы было так велико, что значительная часть населения отправилась в десятиградусный мороз «искать христа» по канаде. процессии этих сумасшедших пилигримов производили тяжелое впечатление и не оставляли сомнения в своем патологическом происхождении.

в россии с ее многочисленными сектантами сплошь да рядом развивались психопатические эпидемии на религиозной почве. о некоторых эпидемиях, как, например, об эпидемиях самоуничтожения, я говорил выше. сейчас отмечу лишь следующее: и здесь, как и всюду, половые оргии, кровожадность и благочестивые упражнения смешивались в чудовищном хаосе.

совершенно исключительного внимания заслуживает одна из таких эпидемий, длившаяся в течение 1892 г. в васильевском уезде киевской губернии. эта эпидемия получила название малеванщина по имени жителя города тараща кондратия малеванного, который, страдая хроническим помешательством, и дал толчок к развитию этой эпидемии. последняя возникла вместе с проповедью малеванного о скором наступлении страшного суда и почти одновременно охватила несколько деревень, причем к движению присоединились не только крестьяне православного исповедания, но даже местные католики и протестанты. внешне эта нервно-психическая эпидемия выразилась в резком изменении обычного образа жизни населения, которое отказалось от работы, пребывая в бездействии и радостной экзальтации, продавало имущество в ожидании кончины мира и беспрерывно участвовала в сходках, сборищах и своеобразного характера радениях.

главная черта этой эпидемии – «неудержимая потребность у заболевшего населения собираться массами и предаваться порывам психического возбуждения, которое сопровождается судорогами, галлюцинациями и экстазом и распространяется постепенно на всех участников собрания». последнее обстоятельство указывает с достаточною очевидностью на'то, что в данном случае имела место повальная психическая болезнь, выражающаяся в массовом возбуждении заболевших. собрания заканчиваются общими судорогами, которые, появясь у одного из участников, быстро распространяются на других и являются самым желательным моментом для участников и целью их сборищ. «такие собрания,– пишет сикорский,– лишенные всякого молитвенного или религиозного оттенка, производили крайне тягостное впечатление на зрителей-врачей своим странным демономаническим характером». эти судороги проявляются в виде вскрикиваний, всхлипываний, слез, икоты, отрыжки, свойственных истерии. затем, чаще,– в виде страстных поз, а также в разнообразных ритмических подражательных движениях. среди этих движений нередко встречаются такие, которые показывают, что причиною их появления была физическая страсть к другому полу, сопровождающаяся соответствующими галлюцинациями. вообще не остается сомнений в том, что одною из главных причин всех этих собраний служили проявления половой сферы. часто случалось, что во время экстатических плясок с судорогами женщины бросались к мужчинам с чувственным страстным поцелуем, обнажали себя до пояса, срывая одежды и продолжая одновременно прыгать и кричать.

высшая степень возбуждения вызывала у некоторых участников сборищ особое возбуждение центра речи, выражавшееся в потоках бессмысленного словоизвержения, иногда имеющего характер несомненных импровизаций. многие из участвующих в экстазе и судорогах обнаруживали полную или частичную анестезию с одновременным изощрением осязательных аппаратов. женщины играли главенствующую роль и руководили всеми действиями собраний, одушевляя мужчин, обнаруживающих полную пассивность воли и преобладание над нею расслабленной эмоциональной сферы.

существует еще один тип истеро-религиозных эпидемий. это эпидемии паломничества и пилигримства. из истории всех веков легко заключить, что стремление к поклонению святым местам почти всегда проходило эпидемически. гиббон пишет, что в эпоху, предшествовавшую крестовым походам, «франки выказывали такое усердие в деле благочестивых странствований, какого у них не замечалось ранее, и большие дороги покрывались толпами людей обоего пола и всякого звания, высказывавших желание дожить только до той минуты, когда приложиться к гробнице своего искупителя... принцы и прелаты отказывались от забот о своих владениях, и многочисленность этих больших караванов служила прелюдией для тех армий, которые в следующем столетии выступали в поход под знамением креста».

а.л.чижевский
земля в объятиях солнца
часть Ii
глава 3
психические эпидемии
и циклическая деятельность солнца

Admin
Admin

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2010-04-05

Посмотреть профиль http://antigury.forumgrad.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения